На автомобиле в Турцию через Грузию: маршрут из России и бюджет поездки

Осенью, в самом конце ноября, мы отправились в длительную поездку на автомобиле из России в Турцию с тремя детьми. Больше 4000 километров по России, Грузии и Турции. Не банальный маршрут: на юго-восток страны до Мерсина - мимо Арарата и вдоль границ Армении, Ирана, Сирии... КПП "Верхний Ларс" в Грузию и секретный, малоизвестный погранпереход "Карцахи" в Турцию! Перепад температур от минусовых до +20°C, а перепад высот - ещё больше... Солнце, дожди, снежные вершины и цепи на колёса на всякий случай в багажнике )) Делимся личным опытом, нюансами пересечения границ, нашим маршрутом с интересными местами и подробной картой автотрипа, а также бюджетом поездки, включая все расходы на бензин, платные дороги, страховки, питание и отели! Не отставайте...

Читайте в статье:

Из России в Турцию на авто

За последние три-четыре года мы очень много путешествовали по Турции, объехав её вдоль и поперёк: на поездах или арендованных машинах, но добирались из РФ всегда на самолёте - из Москвы или Сочи... В этот раз мы наконец-то отправились на зимовку в Турцию из России на собственном автомобиле! Мы выезжали из Смоленска, но уверены, что наш маршрут с минимальными корректировками пригодится и при отправлении из Москвы, Питера или других городов Центральной России (например, Новгорода, Брянска, Курска, Орла, Пскова, Тулы, Тамбова, Твери, Рязани, Владимира, Воронежа и т.д.)

Поездка изначально планировалась в октябре, но по ряду причин пришлось отложить её на самый конец осени... Дальше тянуть было нельзя - со второй половины ноября Крестовый перевал в Грузии часто заваливает снегом, иногда на несколько дней и, стартуя так поздно, мы уже рисковали, захватив с собой цепи на колёса.

Чем наш маршрут отличается от многих других?

Во-первых, мы выдвинулись на юг в межсезонье, почти к зиме: в дождь, снег, затем по сухому, нагретому солнцем асфальту, снова снег, снова дождь и опять сухой асфальт и солнце... И вот тут нас впервые очень сильно выручила настоящая всесезонная резина, к выбору которой перед поездкой мы отнеслись крайне тщательно!

Читайте: Правильная всесезонная резина на личном опыте

Во-вторых, мы ехали всей семьёй на несколько месяцев, а значит остро встала задача поместить максимум багажа в небольшой багажник ))

В-третьих, мы путешествуем с тремя детьми, что само по себе добавляет ряд нюансов. Кто знает, тот поймёт )) Вкратце: лишний багаж, дополнительные расходы, сложности с выбором отелей, более частые остановки в туалет/отдохнуть/перекусить, развлечения в пути и постоянные вопросы "Ну скоро мы уже приедем?" )) Куда же без них?

В-четвёртых, целью было не просто добраться из точки А в точку Б, но и сделать это максимально комфортно, экономично и интересно... То есть не сильно вымотаться в пути, потратить минимум денег, но при этом проложить действительно нестандартный интересный маршрут! Мы ехали не в стандартные Стамбул или Анталью, а в Мерсин на юго-востоке Турции, поэтому направились из Грузии в Турцию не через всем известные КПП "Вале" или "Сарпи" у Батуми, а нашли третий секретный погранпереход-"призрак" "Карцахи". Также, этот маршрут позволил нам проехать по самому востоку Турции вблизи Армении, Ирана, Ирака и Сирии, буквально заглянув в Армению и Иран )) Ну и, конечно же, перед выездом в Грузию, мы просто не могли не завернуть в одно из тяжелейших, но обязательных к посещению мест РФ - в Беслан...

Дети и багаж в машине

С учётом трёх детей и длительности путешествия, поначалу мы склонялись к покупке багажного бокса на крышу авто... Однако потом передумали, прикинув, что при суммарной стоимости поперечин и хорошего бокса от 40-50 тысяч рублей, что бы мы туда не сложили, всё это в Турции обойдётся дешевле )) Тем не менее, задача выглядела невыполнимой... Возможно ли уместить хотя бы самое основное и необходимое для семьи с тремя детьми в небольшой трёхсотлитровый багажник Haval Jolion? )) Оказалось - да, и мы справились!

На автомобиле в Турцию через Грузию: маршрут из России и бюджет поездки

Три чемодана: большой L, средний M и маленький S. Рюкзак с тремя ноутбуками и прочей электроникой. Верхняя одежда. Цепи-браслеты на колёса. Запчасти для прохождения первого ТО в Мин-Водах (масляный и воздушные фильтры). Лего-наборы и джедайские мечи сына. И даже его новенькая гитара ))

...Всё это очень плотненько, но таки вошло в багажник Haval Jolion!

Читайте: Подробный обзор Haval Jolion, спустя несколько месяцев эксплуатации

Однако не поместились остальные игрушки и прочий детский стафф )) Это пошло детям в салон: рюкзак сына, два розовеньких детских чемоданчика дочек, подушка и прочие мягкие игрушки... Плюс еда на пару дней и аптечка. Благо - салон Haval Jolion по ширине и простору заднего ряда даст фору не только всем конкурентам B-класса, но и подавляющему большинству кроссоверов C-класса!

На автомобиле в Турцию через Грузию: маршрут из России и бюджет поездки

Дети, само собой, на бустерах и пристёгнуты всю дорогу, даже спящими - неукоснительное правило!

Маршрут и карта автотрипа по дням

• Предварительный маршрут из России в Турцию был проложен нами по РФ из Смоленска через Брянск, Орёл, Елец, Воронеж, Волгоград, Элисту, Ставрополь, Мин-Воды, Пятигорск, Нальчик, Беслан, Владикавказ...
  • Далее через КПП "Верхний Ларс" в Грузию: Гудаури, Ананури, Тбилиси, Ниноцминда, Ахалкалаки
  • Через КПП "Карцахи" в Турцию: Чилдыр, Карс, Ыгдыр, подножье Арарата и границы Армении и Ирана, Ван, Битлис, Мидьят, Мардин, Шанлыурфа, Адана, Мерсин.

Отелей на маршруте предварительно мы практически не бронировали, поскольку понимали, что из-за детей, погодных условий и пересечения двух границ, маршрут и время его прохождения могут заметно измениться... Бронировали заранее за пару дней лишь просторный гостевой дом в Пятигорске, очень удачные апартаменты на грузинском горнолыжном курорте Гудаури и древний аутентичный риад в турецкой Шанлыурфе.

И, как мы и ожидали, снег, сильные дожди, сложные участки трассы "Кавказ" и чуток захворавшая младшая Маша немного подкорректировали наш маршрут... Не считая непредсказуемых приключений в пути )) Например, в поисках секретного КПП-"призрака" "Карцахи", мы заблудились перед выездом из Грузии, в Турции банкомат в очередной раз проглотил нашу карточку и мы полдня её вызволяли через центральное отделение банка, а ещё к нам в машину забрался посторонний ))

В результате маршрут, сохранив свою полуторанедельную продолжительность, немного сократился с 4300 до 4200 км, прошёл ближе к границе с Украиной, но дальше от границ Ирака и Сирии, пришлось сдвинуть несколько городов ночёвок и отказаться от Мардина с Мидьятом, в которых мы уже бывали ранее...

Итоговая карта маршрута автотрипа получилась следующей:

• Общая протяжённость: 4200 километров
  • Продолжительность: 10 дней и 9 ночей, примерно по 400-600 км в день
  • Чистое время в пути: ~56 часов, не считая остановок на обед, прохождения границ, посещения Беслана и других мест...

По России

В первый день автотрипа мы проехали ~530 километров из Смоленска через Рославль, Брянск и Орёл, заночевав в Ливнах, немного не добравшись по темноте до изначально намеченного Ельца.

Поначалу, только отъехав от Смоленска, началась снежная позёмка, достаточно быстро прекратившаяся... Ночевать пришлось в придорожном, но на фоне остальных, достаточно приемлемом отеле "Кавказ".

На второй день нас начал догонять циклон со снегом и дождём в Ельце, сугробами на обочинах и снежной кашей под колёсами ближе к Воронежу...

На автомобиле в Турцию через Грузию: маршрут из России и бюджет поездки

Уже отставая от графика и пытаясь уйти от циклона в сторону, мы решили немного срезать, вместо Волгограда проехав ближе к Украине по трассе М-4 "Дон" через Ростов-на-Дону. Доехать до него на ночёвку мы тоже не успели и через 640 километров заночевали в очень уютном современном парк-отеле у реки в Каменск-Шахтинском...

Третий день начался с непрекращающегося всю ночь сильного дождя и плохого самочувствия Маши, в результате чего мы выдвинулись дальше только ближе к часу дня...

Уже очень сильно отставая, несмотря на сильный дождь, туман и до безобразия отвратительный участок трассы "Кавказ" в районе Тихорецка-Кропоткина-Армавира, мы были вынуждены до ночи добираться в Пятигорск, где утром были записаны в дилерский автосалон Haval на ТО... Эти 650 километров стали самыми сложными за всё путешествие, но к ночи мы добрались до своего забронированного гостевого дома, вернувшись к запланированному графику.

На автомобиле в Турцию через Грузию: маршрут из России и бюджет поездки

После этих нелёгких трёх дней, нам просто необходима была передышка и в Пятигорске мы её получили вместе с шикарной солнечной погодой и почти +20° тепла! Утром я съездил в Мин-Воды на ТО, посетил могилу отца, мы заглянули в гости к моим двоюродным братьям в Лермонтов, прокатились к Машуку в Пятигорске и выдвинулись на Нальчик. За четвёртый день в таком прогулочном лайт-режиме мы, никуда не спеша, проехали 300 километров, к вечеру добравшись до Владикавказа.

Солнечная погода по-прежнему радовала, как и приличный недорогой отель, и самый вкусный с начала пути ужин в осетинском ресторане... Мы отлично отдохнули перед предстоящим днём. Нам нужно было немного вернуться назад ради очень тяжёлой с моральной точки зрения поездки в Беслан, затем снова через Владикавказ и КПП "Верхний Ларс" въехать в Грузию и добраться на ночёвку до Гудаури...

Беслан... Невероятно гнетущее место, про которое будет отдельная статья, когда будут силы поделиться... Скажу лишь, что я не мог сдержать слёз, пытаясь рассказать детям в машине, куда мы едем, не мог сдержать слёз на территории школы и не могу их сдержать сейчас, написав про Беслан всего пару строк...

Читайте: Школа №1 в Беслане - эмоции от посещения, как добраться, фото и видео

Перед границей мы планировали завернуть ещё и в Кармадонское ущелье к месту гибели Сергея Бодрова, его съёмочной группы, туристов и местных (всего около 130 человек!), при сходе ледника Колка... Но моральных сил на ущелье после Беслана уже просто не осталось. Да и мы не знали наверняка, насколько быстро сможем пересечь границу с Грузией, будет ли на Крестовом перевале снег и успеем ли добраться до Гудаури на ночёвку, поэтому из Владикавказа двинулись прямиком на юг, к Верхнему Ларсу...

На автомобиле в Турцию через Грузию: маршрут из России и бюджет поездки

К слову, проехали мы за этот пятый день путешествия всего 150 километров. На подъезде к погранпереходу купили страховку ("зелёную карту") для Грузии, без проблем пересекли оба КПП за какие-то минут 40, да и снег, поблёскивая на проглядывающем солнце, лежал лишь ближе к вершинам. Поэтому, заселились мы в новенькие апартаменты пустующего пока горнолыжного комплекса в Гудаури ещё засветло.

По Грузии

Сразу предупреждаем... Очень неприятный осадочек остался от попытки крупно обсчитать нас на курсах валют при покупке кофе и хачапури на грузинском КПП. Покупать грузинские лари на КПП или ближайших после него стоянках тоже не советуем - очень невыгодный курс! Лучше менять валюту в Степанцминде национального парка "Казбеги" или ближе к Гудаури с Тбилиси. Да и вообще Грузия оставила весьма противоречивые чувства.

Всю Грузию на шестой день пути мы пересекли с севера на юг за день, на одном баке, заправившись ещё во Владикавказе: 480 километров от Гудаури до турецкого Карса. Безальтернативными серпантинами с не очень хорошим асфальтом и местами удручающими видами, через Ананури с его красивой крепостью на берегу озера, и неоднозначный Тбилиси, очень вкусно пообедав где-то между ними...

На автомобиле в Турцию через Грузию: маршрут из России и бюджет поездки

А вот дальше мы не поехали проторёнными дорожками на Батуми к КПП "Сарпи" или через Боржоми к КПП "Вале"... Мы нашли другой, удобный для нас и во всех смыслах более привлекательный третий погранпереход южнее на восток Турции рядом с Арменией: он ближе нам по маршруту, более новый и современный, а ещё - помимо вереницы фур, кроме нас, здесь не было ни одной легковушки! Чтобы найти этот секретный погранпереход-"призрак" "Карцахи" нужно после Тбилиси уйти на Коду, Цалку, Поку, Ниноцминду и Ахалкалаки, сразу после КПП оказавшись у турецкого Чилдыра. Полюбуйтесь: нет, это не терминал аэропорта, а здание прохода пассажиров с Duty-free магазинами )) Прямо на нём мы оформили и страховку ("зелёную карту") для Турции.

Но без приключений тоже не обошлось )) После Ниноцминды навигатор увёл нас с шоссе на Ахалкалаки "срезать" через просёлочными дорогами через деревушки... Потеряв почти час и окончательно заблудившись, мы еле вернулись обратно на шоссе при помощи проводивших нас местных бородачей на внедорожнике )) Про погранпереход "Карцахи" будет отдельная подробная статья. Его точные GPS-координаты: 41.235012, 43.201334

А вот до Турции мы добрались уже практически ночью: из-за нашей нерасторопности и потерянного на блуждания часа... К тому же, не найдя отелей в Чилдыре, пришлось ехать на ночевку аж да Карса!

Хорошо хоть, что после России и тем более Грузии, прямо с момента въезда в Турцию начинаешь наслаждаться дорогами - почти повсеместно отличным асфальтом, многополосными шоссе с разделительными, качественной разметкой...

По Турции

Немного погуляв с утра седьмого дня по залитому солнцем Карсу, мы двинулись дальше, но не строго на юг, а ещё восточнее, взяв курс на Арарат )) Раз уж последние три года было так сложно путешествовать, пересекать границы и открывать для себя новые страны, почему бы хоть не заглянуть в пару новых стран по дороге, не пересекая их границ, подумал я... И мы заглянули ))

GPS-координаты этой точки: 40.152707, 43.655154. Буквально в 500 метрах, за овечками и рекой, на другой стороне каньона - Армения, жители которой теперь вынуждены издалека любоваться священной для них горой Арарат, находящейся ныне на территории современной Турции... Дальше мы проехали как раз у подножия Арарата, мощно протыкающего вершиной облака:

На автомобиле в Турцию через Грузию: маршрут из России и бюджет поездки

А это мы уже нашли снег прямо на границе Ирана, приблизившись по новенькому шоссе к разделяющей две страны стене на те же 500 метров в этой точке с GPS-координатами: 39.360424, 44.027242

Дальше я уговаривал Лену так же близко проехать вдоль Ирака и Сирии, но испортившаяся в следующие дни погода, турецкая бронетехника и блокпосты на дорогах, а также неприятности, ждущие нас поутру в Ване, вынудили отказаться от этой затеи )) А мы, ещё ни о чём не догадываясь, постепенно приближались на закате к просто огромному, крупнейшему в Турции, солёному озеру Ван и одноимённому городу на его берегу для ночёвки. В седьмой день пути мы проехали 370 непродолжительных, но очень красивых и интересных километров!

Утром мы не спеша позавтракали в отеле и направились к крепости на берегу озера, ещё не подозревая, что так просто выехать из города не получится и нам суждено застрять в Ване до вечера, почти до 16-ти часов, кардинально поломав все наши планы...

На автомобиле в Турцию через Грузию: маршрут из России и бюджет поездки

Ведь чёрт нас дёрнул остановиться именно у того банкомата, который уже во второй раз в Турции, проглотил нашу новенькую кобрендинговую карточку МИР/Unionpay от Россельхозбанка и завис... Да что ж за?! Сначала были поиски ближайшего офиса банка, далее головного отделения, потом знакомство с очень хорошим руководителем этого отделения и длительное ожидание своей карточки сначала до обеда, а затем и ещё дольше - до 15:30, когда её наконец-то привезли из зависшего банкомата инкассаторы. А пока мы ждали и обедали, в незапертую мной машину залез турецкий подросток с отклонениями в развитии... Повезло, что когда я его застукал, заинтересовался он лишь леденцами и дочкиными блокнотами с рисунками, а не смартфонами, ноутбуками, прочей электроникой и кучей прочих вещей, которыми автомобиль был забит под завязку )) Тем не менее, младшая дочка всё равно умудрилась забыть свой смартфон в здании банка... Короче, практически весь восьмой день был потерян и проехав всего 160 километров по побережью до конца этого огромного озера, мы снова остановились на его же берегу в Татване ))

Но зато ночевали в очень атмосферном отельчике с панорамными окнами прямо у воды, буквально в десятке метров!

Дождь шёл всю ночь и к утру только усилился, как будто нас снова догнал преследовавший ещё с России массивный циклон...

На автомобиле в Турцию через Грузию: маршрут из России и бюджет поездки

Под сильным, почти непрекращающимся дождём на девятый день путешествия мы проехали 420 километров через Битлис и Диярбакыр до намокшей, но от этого не менее сказочной Шанлыурфы, заселившись в стены уютного древнего риада в самом сердце старого города.

Прогулку по шикарному парку с пещерой, где родился пророк Авраам, мечетями, фонтанами и прудом, полным откормленных карпов отложили на утро десятого дня в надежде на прекращение дождя. Однако, он не прекратился )) Оставался последний рывок ровно в 500 километров по скоростному "платнику" через Газиантеп, Османие и Адану до Мерсина. К слову, ни купить наклейку на лобовое стекло, ни оплатить проезд у нас за весь день так и не получилось из-за зависшей системы платных дорог HGS ))

Последние 500 км автобана до самого Мерсина. До солнца. До моря...

Так завершился наш 4200 км полуторанедельный автотрип из России в Турцию через Грузию. В какой бюджет нам обошлась эта поездка на автомобиле и что сколько стоило в пути? Посчитаем все расходы? ))

Бюджет поездки

Итак, сколько мы потратили за 10 дней, 9 ночей и 4200 км пути на автомобиле из РФ в Турцию семьёй на пятерых с тремя детьми?

Бензин

Средний расход топлива нашего Haval Jolion при полной загрузке за 4200 км пути составил 7,5 л бензина на 100 км. Израсходовав на весь маршрут 315 литров, мы заправлялись 9 раз - примерно 60% в России и 40% в Турции. В Грузии не заправлялись. При стоимости бензина в 52 рубля за литр в России и ~20 лир (72 рубля) за литр в Турции, каждая заправка обходилась нам от 1500 до 2700 рублей.

А всего на 315 литров бензина за весь маршрут мы потратили ~18'800 рублей.

Платники

Платные дороги были только в России южнее Воронежа (на некоторых двухполосных участках трассы "Кавказ", забитых фурами, без разделительных, нормального освещения, разметки и асфальта - абсолютно непонятно за что!) и в Турции на подъезде к Адане и Мерсину. Но там заплатить, как уже сказали выше, не получилось. По России мы платили 8 раз от 50 до 400 рублей.

Итого: ~1'500 рублей.

Страховки

"Зелёную карту" на минимальные 15 дней в Грузию теоретически можно прибрести онлайн, кажется за 30 лари или порядка 10 долларов или евро (примерно 700-800 рублей), но расплатиться на сайте российской карточкой нельзя, да и турецкой карточкой из-за 3D-авторизации не вышло. Поэтому пришлось покупать на заправке ближе к Верхнему Ларсу за наличные раза в полтора дороже (1'100 рублей).

Турецкая страховка на минимальные 3 месяца обошлась нам на погранпереходе "Карцахи" в 740 лир (примерно 2'600 рублей).

Итого за страховки: ~3'700 рублей.

Проживание в отелях

Все отели и апартаменты на маршруте обходились нам от 2'500 до 3'500 рублей за ночь - либо один семейный номер, либо два стандартных... Причём, в большинстве случаев, за эти деньги были более чем посредственными - как придорожные мотели в России, так и старенькие отели в турецких крупных Карсе и Ване по 700-850 лир за ночь. Разве что, за эти деньги отели в Турции включали в проживание и завтраки на всю семью, что весьма немаловажно! Самым дорогими (с очень хорошей скидкой) за 3'500 рублей вполне заслуженно оказались забронированные нами заранее полностью обустроенные апартаменты с гостиной и двумя спальнями в новом жилом комплексе горнолыжного курорта Гудаури. Семейный номер в парк-отеле в Каменск-Шахтинском за 3'300 рублей тоже оказался очень достойным. Вполне нормальными оказались гостевой дом в Пятигорске, отель во Владикавказе и турецкий риад в Шанлыурфе.

Всего на за 9 ночей на отели потрачено ~26'000 рублей.

Питание в пути

Учитывая взятую с собой еду на первые день-полтора и бесплатные завтраки в турецких отелях, в среднем мы тратили на еду в магазинах, кафе и ресторанах от 400-600 до 1500-2300 рублей за завтрак, обед или ужин на пятерых. Дешевле всего - в Турции. Вкуснее всего и тоже недорого - в Северной Осетии. Дороже всего и не менее вкусно - в Грузии.

Всего на еду за 10 дней потрачено ~20'000 рублей.

Итоговая сумма всех расходов

Итого, за десятидневное 4200 км путешествие на автомобиле по России, Грузии и Турции впятером с тремя детьми мы потратили почти ровно 70'000 рублей.